Требования к погрузочно-разгрузочным машинам и механизмам.
Важным звеном перевозок опасных грузов являются погрузочно-разгрузочные
операции. Безопасность выполнения этих операций обусловливается правильной
организацией погрузки-разгрузки и, в первую очередь, правильным выбором
грузоподъемных машин и механизмов. Общие требования, предъявляемые к
погрузочно-разгрузочным механизмам и машинам, можно разделить на две группы:
конструктивные и эксплуатационные.
К конструктивным требованиям относят:
- соответствие компоновки агрегатов и узлов грузоподъемных машин требованиям
безопасности для конкретного класса опасных грузов;
- повышение запасов прочности рабочих органов (усилением их при проектировании
или снижением грузоподъемности машин при эксплуатации);
- обеспечение безопасного диапазона рабочих скоростей подъема, опускания,
поворота и т.д.;
- применение при изготовлении рабочих органов материалов или покрытий, не дающих
при работе искр и обладающих высокой химической стойкостью;
- обеспечение защиты обслуживающего персонала от воздействия опасных грузов в
результате конструктивных решений;
- возможность осуществления перегрузочных работ при взаимодействии с другими
видами транспорта.
Эксплуатационные требования к погрузочно-разгрузочным машинам включают в себя:
- удобство управления при соблюдении требований безопасности;
- возможность плавного изменения скоростных режимов погрузки-разгрузки;
- применение электрооборудования во взрывобезопасном исполнении;
- обеспечение работ в требуемом диапазоне температур;
- оснащение грузоподъемных машин средствами ликвидации последствий инцидентов;
- применение специального обозначения или окраски механизмов, работающих с
опасными грузами.
В большинстве случаев при погрузке-разгрузке опасных грузов используют
технические средства общего назначения, переоборудованные в соответствии с
перечисленными требованиями. Различные модели автопогрузчиков должны отвечать
требованиям, применяемым и для транспортных средств. Это касается, в частности,
расположения выхлопной трубы, топливного бака, работы электросистемы и т.д. При
этом следует учитывать расположение груза на рабочих органах относительно
вышеперечисленных узлов и систем базового автомобиля. Чаще всего требования к
дооборудованию автопогрузчиков и автокранов минимальны и не требуют большого
объема подготовительных работ.
Различные виды грузоподъемных машин и механизмов с электрическим приводом, как
правило, пригодны, с точки зрения безопасности, только для использования на
работах с ограниченной номенклатурой опасных грузов или требуют существенного
дооборудования.
Все технические средства, применяемые на погрузочно-разгрузочных работах с
опасными грузами, кроме перечисленных требований, должны отвечать требованиям
противопожарной инспекции и Госгортехнадзора с подтверждением грузоподъемности
кранов и лебедок. Причем лебедки механизмов подъема груза и изменения вылета
стрелы должны оборудоваться двумя тормозами или их грузоподъемность должна быть
уменьшена до 75% от номинальной. На всех грузоподъемных машинах, механизмах и
приспособлениях (тележки, транспортеры, рольганги, носилки, лебедки и т.д.)
должно иметься надежное ограждение, предохраняющее опасные грузы от падений, а
на различных крюковых приспособлениях обязательно наличие замковых устройств,
обеспечивающих надежную фиксацию соответствующих такелажных узлов упаковки.
При перевозках опасных грузов в контейнерах или в пакетированном виде
целесообразно применять различные виды автомобилей-самопогрузчиков, получающих
все более широкое распространение в различных отраслях экономики и прежде всего
на автомобильном транспорте общего пользования.
Контейнерные перевозки опасных грузов обеспечивают высокую степень механизации
погрузочно-разгрузочных работ, что обеспечивается применением различных
автоматических и полуавтоматических грузозахватных приспособлений, например типа
"Спредер". Эти грузозахватные приспособления должны иметь устройства,
сигнализирующие о надежности захвата фитингов контейнера, или необходим
аналогичный контроль со стороны такелажников.
Повышение уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ особенно актуально
при перевозках опасных грузов. Освобождение людей от ручного труда на этом виде
перевозок позволяет значительно повысить безопасность всего перевозочного
процесса, так как именно погрузка-разгрузка является одним из наиболее опасных,
инцидентных его звеньев.
Основные требования к комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ с
опасными грузами при взаимодействии различных видов транспорта и осуществлении
прямых автомобильных перевозок следующие:
- погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами необходимо выполнять
техническими средствами, оборудованными в соответствии с требованиями Правил
перевозок опасных грузов;
- технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава и средств
механизации погрузочно-разгрузочных работ должны быть выбраны с учетом
оптимизации технологического процесса перевозки опасных грузов;
- обучение водителей и обслуживающего персонала должно проводиться по единой
программе, отражающей все особенности работ с опасными грузами;
- тара, упаковка и складские помещения должны отвечать требованиям обеспечения
безопасности и изготовляться (строиться) с учетом возможности проведения
мероприятий комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ;
- мероприятия комплексной механизации должны составлять единый комплекс с
экономическим и коммерческо-правовым регулированием перевозок опасных грузов
(тарифы, отчетность, правила перевозок, документооборот и т.д.).

|