Глава 4. ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ. САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ
ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
Статья 15. Энергетическое обследование
1. Энергетическое обследование может
проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также
юридического лица, индивидуального предпринимателя.
2. Основными целями энергетического
обследования являются:
1) получение объективных данных об объеме используемых
энергетических ресурсов;
2) определение показателей энергетической эффективности;
3) определение потенциала энергосбережения и повышения
энергетической эффективности;
4) разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по
энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их
стоимостной оценки.
3. По соглашению между лицом, заказавшим
проведение энергетического обследования, и лицом, проводящим энергетическое
обследование, может предусматриваться разработка по результатам энергетического
обследования отчета, содержащего перечень мероприятий по энергосбережению и
повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, общедоступных
мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
4. Деятельность по проведению
энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами
саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Создание и
функционирование саморегулируемых организаций в области энергетического
обследования должны осуществляться в соответствии с требованиями настоящего
Федерального закона и Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О
саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон "О саморегулируемых
организациях").
5. Энергетическое обследование проводится в
добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим
Федеральным законом оно должно быть проведено в обязательном порядке.
6. По результатам энергетического
обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает
его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. Паспорт,
составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома,
подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в
многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного
дома.
7. Энергетический паспорт, составленный по
результатам энергетического обследования, должен содержать информацию:
1) об оснащенности приборами учета используемых
энергетических ресурсов;
2) об объеме используемых энергетических ресурсов и о его
изменении;
3) о показателях энергетической эффективности;
4) о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для
организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);
5) о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке
возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;
6) о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и
повышению энергетической эффективности.
8. Уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти устанавливаются требования к энергетическому паспорту,
составленному по результатам обязательного энергетического обследования, а также
к энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, в
том числе требования к его форме и содержанию, правила направления копии
энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного
энергетического обследования, в этот федеральный орган исполнительной власти.
Указанные требования могут различаться в зависимости от типов организаций,
объектов (зданий, строений, сооружений производственного или непроизводственного
назначения, энергетического оборудования, технологических процессов и иных
критериев).
9. Энергетические паспорта на здания,
строения, сооружения, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства,
реконструкции, капитального ремонта, могут составляться на основании проектной
документации.
Статья 16. Обязательное энергетическое
обследование
1. Проведение энергетического обследования
является обязательным для следующих лиц:
1) органы государственной власти, органы местного
самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
2) организации с участием государства или муниципального
образования;
3) организации, осуществляющие регулируемые виды
деятельности;
4) организации, осуществляющие производство и (или)
транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии,
добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку
природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
5) организации, совокупные затраты которых на потребление
природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля,
электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
6) организации, проводящие мероприятия в области
энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые
полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации, местных бюджетов.
2. Лица, указанные в части 1 настоящей
статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в
период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря
2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые
пять лет.
3. В целях выявления лиц, указанных в части
1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на
осуществление государственного контроля за соблюдением требования о проведении
обязательного энергетического обследования в установленные сроки, вправе
запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать у:
1) организаций, осуществляющих продажу, поставки энергетических ресурсов,
данные об объеме и о стоимости поставляемых ими энергетических ресурсов
организациям, которые являются потребителями этих поставляемых энергетических
ресурсов;
2) органов государственной власти, органов местного самоуправления,
организаций сведения и материалы, необходимые для осуществления государственного
контроля за соблюдением требования о проведении обязательного энергетического
обследования в установленные сроки.
Статья 17. Сбор и анализ данных
энергетических паспортов, составленных по результатам энергетических
обследований
1. Уполномоченный федеральный орган
исполнительной власти осуществляет сбор, обработку, систематизацию, анализ,
использование данных энергетических паспортов, составленных по результатам
обязательных энергетических обследований, а также данных энергетических
паспортов, составленных по результатам добровольных энергетических обследований,
в соответствии с требованиями, определенными Правительством Российской
Федерации.
2. Каждая саморегулируемая организация в
области энергетического обследования один раз в три месяца обязана направлять
заверенные ею копии энергетических паспортов, составленных членами такой
саморегулируемой организации по результатам проведенных ими за указанный период
обязательных энергетических обследований, в уполномоченный федеральный орган
исполнительной власти.
3. Уполномоченный федеральный орган
исполнительной власти вправе запрашивать и получать у саморегулируемых
организаций в области энергетического обследования данные о проведенных в
добровольном порядке энергетических обследованиях, а также данные составленных
по результатам таких обследований энергетических паспортов в соответствии с
перечнем информации, указанной в части 7 статьи 15 настоящего Федерального
закона, с учетом требований законодательства Российской Федерации о коммерческой
тайне.
4. Уполномоченный федеральный орган
исполнительной власти должен обеспечить прием копий энергетических паспортов,
составленных по результатам обязательных энергетических обследований, а также
информации, запрошенной в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в форме
электронного документа.
5. Информация, полученная при обработке,
систематизации и анализе данных энергетических паспортов, составленных по
результатам обязательных и добровольных энергетических обследований,
используется в целях получения объективных данных об уровне использования
органами и организациями энергетических ресурсов, о потенциале их
энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о лицах, достигших
наилучших результатов при проведении энергетических обследований, об органах и
организациях, имеющих наилучшие показатели в области энергосбережения и
повышения энергетической эффективности,
об иных получаемых в результате энергетического обследования показателях.
Статья 18. Требования к саморегулируемым
организациям в области энергетического
обследования
1. Статус саморегулируемой организации в
области энергетического обследования может
приобрести некоммерческая организация, основанная на членстве, при условии ее
соответствия
требованиям, установленным частью 3 настоящей статьи.
2. Для внесения в государственный реестр
саморегулируемых организаций в области
энергетического обследования сведений о некоммерческой организации ею
представляются в
уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы,
предусмотренные
Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", а также документы,
подтверждающие соблюдение установленных частью 3 настоящей статьи требований.
3. Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой
организации в
области энергетического обследования при условии ее соответствия следующим
требованиям:
1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не
менее чем
двадцать пять субъектов предпринимательской деятельности (индивидуальных
предпринимателей и (или) юридических лиц) или не менее чем сорок субъектов
профессиональной деятельности (физических лиц, осуществляющих деятельность в
области
энергетического обследования самостоятельно, занимаясь частной практикой, а
также на
основании трудового договора, заключенного с работодателем - юридическим лицом
или
индивидуальным предпринимателем) либо объединение в составе некоммерческой
организации
в качестве ее членов не менее чем пятнадцать субъектов предпринимательской
деятельности и
не менее чем десять субъектов профессиональной деятельности;
2) наличие указанных в части 4 настоящей статьи документов, в том числе
стандартов и
правил, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации в
области
энергетического обследования;
3) наличие компенсационного фонда, сформированного за счет взносов членов
саморегулируемой организации в области энергетического обследования, как способа
обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации в
области
энергетического обследования перед потребителями услуг, которая может возникнуть
в
результате причинения им вреда вследствие недостатков оказанных услуг по
энергетическому
обследованию.
4. Саморегулируемая организация в области энергетического обследования обязана
разработать и утвердить следующие документы:
1) порядок приема в члены саморегулируемой организации в области энергетического
обследования и прекращения членства в такой саморегулируемой организации;
2) стандарты и правила, регламентирующие порядок проведения энергетических
обследований членами саморегулируемой организации в области энергетического
обследования,
в том числе стандарты и правила оформления энергетического паспорта,
составленного по
результатам энергетического обследования, стандарты и правила определения
перечня
мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности,
стандарты и
правила расчета потенциала энергосбережения (далее - стандарты и правила);
3) перечень мер дисциплинарного воздействия, которые могут быть применены в
отношении членов саморегулируемой организации в области энергетического
обследования за
нарушение требований стандартов и правил;
4) стандарты раскрытия информации о деятельности саморегулируемой организации в
области энергетического обследования и о деятельности ее членов.
5. Саморегулируемая организация в области энергетического обследования вправе
утверждать иные стандарты и правила по вопросам, относящимся к деятельности ее
членов по
проведению энергетического обследования.
6. В члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования
могут
быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо,
индивидуальный
предприниматель, физическое лицо, соответствующие требованиям, установленным
настоящим
Федеральным законом, дополнительным требованиям, установленным в соответствии с
настоящим Федеральным законом саморегулируемой организацией в области
энергетического
обследования. Квалификационным требованием для приема в члены саморегулируемой
организации в области энергетического обследования является требование к
индивидуальному
предпринимателю и (или) к лицу, заключившему с ним трудовой или
гражданско-правовой
договор, к работникам юридического лица, а равно и к физическому лицу - субъекту
профессиональной деятельности, о наличии знаний в области деятельности по
проведению
энергетических обследований в соответствии с образовательными программами
высшего
профессионального образования, дополнительного профессионального образования или
программами профессиональной переподготовки специалистов в области деятельности
по
проведению энергетических обследований. Членами саморегулируемой организации в
области
энергетического обследования могут стать:
1) юридическое лицо при условии наличия не менее чем четырех работников,
заключивших
с ним трудовой договор и получивших знания в указанной области;
2) индивидуальный предприниматель при условии наличия у него знаний в указанной
области и (или) наличия знаний в указанной области не менее чем у одного
физического лица,
заключившего с таким индивидуальным предпринимателем трудовой или
гражданско-правовой
договор;
3) физическое лицо при условии наличия у него знаний в указанной области.
7. Саморегулируемая организация в области энергетического обследования вправе
установить дополнительные связанные с осуществлением деятельности по проведению
энергетических обследований требования к членству в такой саморегулируемой
организации,
которые не должны противоречить настоящему Федеральному закону и иным
нормативным
правовым актам Российской Федерации.
8. Члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования
наряду с
осуществлением деятельности по проведению энергетических обследований вправе
осуществлять иную предпринимательскую или профессиональную деятельность. Члены
саморегулируемой организации в области энергетического обследования -
юридические лица и
индивидуальные предприниматели вправе проводить энергетические обследования в
отношении
самих себя и принадлежащих им объектов. Члены саморегулируемой организации в
области
энергетического обследования - физические лица, осуществляющие деятельность в
области
энергетического обследования на основании трудового договора, заключенного с
работодателем,
вправе проводить энергетические обследования в отношении работодателя и
принадлежащих
ему объектов. Конфиденциальная информация, полученная членами саморегулируемой
организации в области энергетического обследования в ходе проведения
энергетического
обследования, не подлежит разглашению, за исключением случаев, установленных
законодательством Российской Федерации.
9. Государственный контроль за деятельностью саморегулируемых организаций в
области
энергетического обследования осуществляется уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти (далее - орган государственного контроля) путем проведения
плановых и
внеплановых проверок. Порядок проведения плановых и внеплановых проверок
устанавливается
органом государственного контроля в соответствии с законодательством Российской
Федерации и
требованиями настоящей статьи. Предметом государственного контроля является
соблюдение
саморегулируемыми организациями в области энергетического обследования
требований к таким
организациям и их деятельности, а также требований к проведению энергетических
обследований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными
законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми
актами
Российской Федерации. Плановая проверка саморегулируемой организации в области
энергетического обследования осуществляется не чаще чем один раз в три года в
соответствии с
планом проверок, утвержденным органом государственного контроля. Внеплановая
проверка
деятельности саморегулируемой организации в области энергетического обследования
проводится в целях контроля за исполнением предписаний об устранении нарушений,
выявленных в ходе плановых проверок, на основании заявлений физических лиц,
юридических
лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушении
саморегулируемой организацией в области энергетического обследования или ее
членами
требований к саморегулируемым организациям в области энергетического
обследования и их
деятельности, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными
законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми
актами
Российской Федерации, а также имеющихся несоответствий таким требованиям в
представленных
в орган государственного контроля документах саморегулируемой организации в
области
энергетического обследования. В случае выявления нарушений саморегулируемой
организацией
в области энергетического обследования установленных требований орган
государственного
контроля направляет в эту саморегулируемую организацию одновременно с актом о
выявленных
нарушениях предписание об их устранении в разумные сроки. Указанное предписание
может
быть обжаловано саморегулируемой организацией в области энергетического
обследования в
арбитражный суд. Саморегулируемая организация в области энергетического
обследования
обязана представлять в орган государственного контроля по его запросу информацию,
необходимую для осуществления им своих функций. В случае несоответствия
саморегулируемой
организации в области энергетического обследования требованиям, установленным
частью 3
настоящей статьи, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях орган
государственного контроля вправе обратиться в арбитражный суд с требованием об
исключении
сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра
саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. В течение
года после
даты исключения сведений о некоммерческой организации из единого
государственного реестра
саморегулируемых организаций в области энергетического обследования этой
организации не
предоставляется статус саморегулируемой организации в области энергетического
обследования.
|