Общая характеристика опасных грузов и их классификация
Как известно, к опасным грузам относятся
любые вещества, материалы, отходы производственной и иной деятельности, которые
в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке создавать угрозу
для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к
повреждению или уничтожению материальных ценностей.
По характеру и способам переработки грузы, в т.ч. опасные, могут быть
условно разделены на три группы: тарно-упаковочные, навалочные и наливные.
Наиболее массовыми считаются тарно-штучные грузы, насчитывающие более
двенадцати тысяч наименований продукции промышленности и сельского хозяйства,
перевозимой в крытых транспортных средствах и хранимой в крытых складах. Тара, в
которой перевозятся тарно-штучные грузы, весьма разнообразна и может быть
жесткой (ящики, бочки, баллоны), полужесткой (коробки, корзины) и мягкой (мешки,
кули).
Отмечается быстрый рост контейнерных перевозок. Это обусловлено большим
преимуществом их по сравнению с доставкой тарно-штучных грузов мелкими
отправками в крытых транспортных средствах. Наряду с универсальными контейнерами
широко применяются специальные контейнеры различных типов для перевозки цемента,
минеральных удобрений и т.д.
Переработка сыпучих грузов, среди которых основное место занимают
пестициды, минеральные удобрения, вещества общепромышленного значения,
осуществляется грузчиками, весовщиками, водителями погрузочно-разгрузочных
механизмов.
Пестициды делятся на средства уничтожения сорной растительности
(гербициды), вредных насекомых (инсектициды), круглых червей (нематоциды),
грызунов (зооциды), моллюсков и слизней (лимациды), возбудителей грибковых
болезней (фуктициды), бактерий (бактерициды). К пестицидам относятся также
средства предуборочного обезлиствления (дефолианты) и высушивания (дессиканты)
растений, удаления излишних цветков и завязей (дефлоранты), регуляторы роста и
развития растений (гиберремины), отпугивающие вещества (репелленты).
По химическому строению ядохимикаты делятся на хлорорганические,
фосфорорганические, элементоорганические (ртутьорганические, мышьякосодержащие,
медьсодержащие и т.п.). Большинство ядохимикатов перевозится в затаренном виде
(в мешках, контейнерах, барабанах), что имеет важное гигиеническое значение, так
как практически устраняется контакт рабочих с пестицидами.
Значительный объем перевозимых сыпучих химических грузов составляют
минеральные удобрения. Они делятся на фосфорные, азотные, калийные и
микроудобрения. Примерами фосфорных удобрений являются суперфосфат, преципитат,
томасшлак, фосфоритная мука; азотных - селитры (аммиачная, натриевая, калиевая,
кальциевая), сульфат аммония, аммиачная вода, карбамид; калийных - хлористый
калий, сильвинит, каннит, калийные соли кислот; микроудобрений - удобрения бор-,
медь-, марганец-, цинк-, молибденосодержащие.
Большая часть удобрений не затаривается и перевозится навалом. Лишь некоторые
удобрения (азотные, микроудобрения), выпускаемые промышленностью в виде гранул,
чешуек, жидких растворов, перевозятся в мешках, контейнерах, сосудах.
Значителен перечень грузов общепромышленного назначения: сыпучие
строительные материалы, такие как алебастр, асбест, известь, мел, цемент и т.п.
Особое место среди перевозимых грузов занимают опасные грузы, опасные
свойства которых давно вынуждают все государства строго регламентировать порядок
обращения с ними в процессе перевозки, хранения и использования.
Имеется и международное регулирование этих вопросов. Европейское
Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (АДР/ДОПОГ),
принятое странами Западной Европы в 1957 году, является основополагающим
документом, регламентирующим международную перевозку опасных грузов. Цель
данного документа - создание на основе международного опыта единообразной
системы требований к перевозке опасных грузов и эффективного контроля за их
соблюдением, повышение безопасности дорожных перевозок опасных грузов.
Европейские страны, подписавшие это Соглашение, разрабатывают свои национальные
правила по перевозке опасных грузов, не противоречащие основным требованиям АДР/ДОПОГ,
вносящие, однако, в них необходимые коррективы, связанные с особенностями
перевозок опасных грузов в данной стране. В 1994 году Постановлением
Правительства Российской Федерации от 3 декабря N 76 Российская Федерация
присоединилась к данному Соглашению и в настоящее время формируется
нормативно-правовая база по перевозке опасных грузов в нашей стране.
В "Рекомендациях по перевозке опасных грузов" (Издание ООН на русском
языке, Нью-Йорк, 1987 г.) сказано относительно сферы их применения, сущности,
целей и значения: они предназначаются правительствам и международным
организациям, занимающимся регламентацией перевозок опасных грузов. Помимо
других аспектов, рекомендации включают принципы классификации и определения
классов, перечень основных опасных грузов, общие требования к упаковке,
процедуры испытаний, маркировку, знаки опасности или надписи, характеризующие
опасность, а также транспортно-сопроводительные документы. Кроме того, в них
содержатся специальные предписания, относящиеся к конкретным классам грузов.
Названные Рекомендации Комитета экспертов ООН по перевозке опасных грузов
содержат наиболее полную классификацию и краткое определение опасных грузов.

|